Советы по выбору микрофона для вокала
Выбор микрофона – дело не такое простое, как может показаться поначалу. Раскрученный бренд, «говорящая» стоимость – далеко не первостепенные критерии. Чтобы однозначно понять, какой купить микрофон для вокала, необходимо «примерить» его и убедиться, что прибор выгодно оттеняет достоинства голоса. Или, по крайней мере, не делает очевидными маленькие минусы.
- Что, где, когда, как?
- Внимание на тонкости?
- Критерии качества
- Конденсаторный vs динамический?
- Что говорят профессионалы?
Что, где, когда, как?
Эволюция микрофона охватывает около двух веков: за это время простейший механизм превратился в многофункциональное устройство. Хронология изобретения включает множество версий прибора, некоторые из которых используются и в настоящее время.
- Первый микрофон – детище британского изобретателя Чарльза Уинстона – даже отдаленно не напоминал современный прибор. Появился он в 1827 году и представлял собой две рейки, передающие ушам механические колебания. По сути, Уинстону принадлежит лишь авторство слова, но не микрофона.
- Аналог привычного нам устройства запатентован спустя полвека. Изобретатель Александр Белл предложил «жидкостный передатчик» – трубообразный сосуд, наполненный водным раствором кислоты. Под воздействием человеческого голоса пергаментная диафрагма, помещенная в него, начинала колебаться, и провод, погружаясь в раствор, влиял на сопротивление электрической сети.
- Угольный микрофон, созданный на основе «жидкостного передатчика», обрел популярность с первых дней продаж и долгое время оставался единственным достойным преобразователем голоса. Правда, качество звука оставляло желать лучшего, а со временем к нему добавлялись шумы и треск.
- Конденсаторные модели, которые сегодня используются на радиовещании, телевидении, вначале применялись исключительно для измерительных целей. С 1916 года эти приборы претерпели несколько изменений – начиная с 1962 году, они начали уверенно покорять музыкальный мир. При внушительном частотном диапазоне и мизерной чувствительности к разным помехам конденсаторные микрофоны не могут похвастаться высокой механической стойкостью, что не влияет на популярность устройств.
- Первый ленточный образец появился в 1930 году, хотя популярность он обрел лишь спустя десятилетие. В его основе – движения металлической гофрированной ленточки, которую приводила в действие звуковая волна в магнитном поле. Имея внушительный вес, он характеризовался узкой направленностью и отсутствием посторонних шумов.
- Динамические преобразователи голоса – наиболее распространенные. Первые модели были выпущены в 1936 году и сразу же получили славу надежных и «крепких» приборов. Сегодня динамические микрофоны – в списке самых популярных.
Разнообразие современных микрофонов охватывает огромный диапазон как по цене, так и по функциональным возможностям. Дать однозначный совет на просьбу «посоветуйте микрофон для вокала» невозможно: на объективные характеристики прибора всегда накладывается субъективное представление о нем.
Внимание на тонкости!
Динамические и конденсаторные микрофоны – самые распространенные, и у каждого есть свои поклонники. Главное отличие между ними – в том, как звук преобразуется в электрический сигнал. Чтобы понять, как выбрать микрофон для вокала, не лишним будет ознакомиться с особенностями этих двух типов приборов.
Конденсаторное устройство имеет диафрагму в виде ультратонкой пленки из пластика. Между ней и специальной пластиной создается электрическое поле. Происходит это одним из двух способов:
- с использованием фантомного питания или батареи, которые обеспечивают поляризующее напряжение;
- благодаря электретному материалу.
Механизм работы этих микрофонов заключается в образовании конденсатора (между пластиной и диафрагмой есть небольшая воздушная камера). Звуковые волны заставляют двигаться диафрагму, в результате чего корректируется емкость конденсатора, а также изменяется электрический заряд. По сути, колебания пластины – не что иное, как «отзеркаливание» движений диафрагмы.
В динамическом преобразователе голоса диафрагма интегрируется с катушкой из тончайшего провода. Звуковые волны вызывают колебания диафрагмы и, соответственно, перемещения катушки. Провод начинает вибрировать и создавать электрический ток, характеристики которого определяются колебаниями диафрагмы.
Критерии качества
Итак, в ваших планах – покупка лучшего микрофона для вокала. Поскольку делается это для единовременного использования, выбор вряд ли будет легким. Какие параметры следует взять за основу?
- Динамический диапазон. Речь идет о способности улавливать слабые звуки и не «теряться» в громких.
- Чувствительность. Чем она выше – тем лучше, идеальный вариант – модели, оборудованные переключателем чувствительности.
- Частотная характеристика. Этот критерий особенно важен в случаях, когда прибор подбирается для записи голоса конкретного человека.
- Особенности направленности. В зависимости от этого, микрофоны бывают ненаправленными, односторонне и двустороннее направленными. Первый вариант оптимально подходит для записи группы, второй предпочтительнее для дуэта, третий применяется для работы в сложных акустических условиях.
Конденсаторный vs динамический?
Преимущества и недостатки каждого из типов преобразователей голоса – достаточно условны: в большей степени они являются следствием конструктивных особенностей конкретной модели. Откликов на просьбу «посоветуйте микрофон для вокала» может быть множество – и то, что одни будут представлять как недостаток, не обязательно будет являться таковым.
Некоторые закономерности все же можно выделить.
- Конденсаторные приборы обладают лучшей переходной характеристикой, которая влияет на частотный диапазон. В целом, он на порядок «шире», если сравнивать данный критерий с динамическими «собратьями».
- Конденсаторным микрофонам требуется дополнительное питание, например, батарея. В электретной разновидности это не относится.
- Однонаправленность – характеристика, более присущая конденсаторным микрофонам. Такие приборы «отсекают» боковые и пространственные звуки, а также решают многие задачи по усилению звука.
- Динамические микрофоны не предполагают разнообразия по размерам, в то время как конденсаторные доступны даже в миниатюрных версиях.
- Для студий предпочтительнее конденсаторные устройства, динамические же чаще приобретают для работы с гитарными усилителями и ударными.
Что говорят профессионалы?
Перед покупкой прибора не лишним будет ознакомиться с продукцией разных производителей, изучить отзывы о ней, проштудировать рейтинги микрофонов для записи вокала. В списке популярных – такие модели:
- динамические – Shure SM57, Audix i5, Sennheiser MD-421, Audix i5;
- конденсаторные – Audio-Technica, Mojave MA-200, Blue, Shure KSM 44;
- ленточные – Audio-Technica AT40881, Royer R-121, Beyerdynamic M 160 и M 130, AEA R84 и R92.
Что касается брендов, то лидерами являются такие производители:
- Shure. Эта американская компания, ассоциирующаяся со стилем и качеством, известно во всех странах мира. Лучшими образцами считаются инструментальный SM57 и вокальный SM58.
- Violet Design. Прибалтийская компания выпускает преобразователи голоса разных ценовых категорий. Кстати, собираются они вручную.
- RODE. Австралийский бренд имеет более чем 30-летнюю историю, его продукции отдают предпочтение те, кто ищет хорошее качество за небольшие деньги.
- AKG. Достаточно известная фирма постепенно уходит на страницы истории. Возможно, потому, что качество продукции AKG заметно снижается, а цена при этом остается высокой.
Кстати, предварительная консультация профессионала – важное подспорье в выборе лучшего микрофона. Изучив ваши потребности, соотнеся их с возможностями, он предложит оптимальный вариант и даст рекомендации по самостоятельному тестированию прибора. Помощь специалиста может понадобиться и для настройки преобразователя голоса.
Немаловажно и то, где Вы планируете использовать микрофон. Важно, чтобы студия звукозаписи цена оборудования и аутборда была сопаставима с микрофоном. Нет никакого смысла втыкать очень дорогой конденсаторный микрофон в посредственный предварительный усилитель